Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
План мероприятий по функциональной грамотности
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся
Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
https://fg.resh.edu.ru/;
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
https://sdo.edu.orb.ru/index.php.
Документы
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;
Дополнительная информация
Памятка "Как повысить функциональную грамотность учеников"
Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы (Методическое пособие для педагогов)
Вебинар «Марафон по функциональной грамотности с Яндекс.Учебником
7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников
Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах
Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?
Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности
Конференция «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике»
Конференция «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых инструментов»
Конференция «Формирование метапредметных умений у российских школьников на базе цифровых образовательных сервисов»
Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности
Методические материалы (из опыта работы)
Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках биологии >>
Формирование и оценка функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы >>
Приёмы технологии критического мышления как средство развития читательской грамотности на уроках в начальной школе >>
Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках математики (сборник задач) >>
Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности при проведении внеклассной работы по математике >>
2023-2024 год
Информационное письмо
План мероприятий по функциональной грамотности
Приказ№ 628 ОД План по функциональной грамотности
Региональный план мероприятий_2023
Приказ №647 о проведении трех диагностических работ (приложение 1, приложение 2)