Функциональная грамотность

  

Сайт МОУ СОШ № 5

 г. Буденновска

Функциональная грамотность

 

 

 

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

 

План мероприятий по функциональной грамотности

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся

 

Общая информация

 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 

Банк заданий

 

https://fg.resh.edu.ru/;

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

https://sdo.edu.orb.ru/index.php.

 

Документы

 

- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

 

Дополнительная информация

 

Памятка "Как повысить функциональную грамотность учеников"

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы (Методическое пособие для педагогов)

Вебинар «Марафон по функциональной грамотности с Яндекс.Учебником

7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников

Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах

Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?

Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности

Конференция «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике»

Конференция «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых инструментов»

Конференция «Формирование метапредметных умений у российских школьников на базе цифровых образовательных сервисов»

Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности

 

Методические материалы (из опыта работы)

 

Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках биологии >>

 

Формирование и оценка функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы >>

 

Приёмы технологии критического мышления как средство развития читательской грамотности на уроках в начальной школе >>

 

Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках математики (сборник задач) >>

 

Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности при проведении внеклассной работы по математике >>

 

2023-2024 год

Информационное письмо

План мероприятий по функциональной грамотности

Приказ№ 628 ОД План по функциональной грамотности

Региональный план мероприятий_2023

Приказ №647 о проведении трех диагностических работ (приложение 1, приложение 2)

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 20.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения